Интервью — Сергей Эмдин, гендиректор «Воздушные ворота Северной столицы»
— Доля неавиационных доходов в вашей деятельности будет увеличиваться? Каково это соотношение сейчас?
— В старых терминалах возможности для неавиационной коммерции были ограниченны, сейчас их больше. По сравнению с 2012 г. неавиационные доходы существенно увеличились. К 2015 г. их доля достигнет 25%. Это очень важный фактор финансового успеха нашего проекта. Невозможно до бесконечности наращивать выручку аэропорта тарифами, есть определенный параметр пассажиропотока, соответственно, единственная отдушина, где можно существенно увеличить выручку, — это неавиационная коммерция. Все аэропорты мира стараются идти по этому пути и максимально коммерциализировать не только свои авиационные способности, но и тот факт, что пассажиры, встречающие, провожающие проводят некоторое время в терминале и надо создать условия, чтобы они потратили там деньги.
— В добавление к информации о коммерческих площадях — сколько уже сдано, сколько еще предстоит сдать, средняя арендная ставка в новом терминале?
— В новом терминале сданы почти все коммерческие площади. По «Пулково-1» мы сейчас завершаем отбор арендаторов, которые приступят к работе после завершения реконструкции здания. Для нас важно подобрать партнеров, способных нам предложить оригинальные и интересные бизнес-идеи, которые будут востребованы пассажирами аэропорта, а также помогут нам увеличить доходы от неавиационной деятельности. Диапазон арендных ставок разный, он зависит от видов деятельности.
— За счет чего идет увеличение? Только за счет роста площади? Есть ли резервы для роста?
— Рост площади, рост качества площадей. Кроме того, мы пересмотрели целый ряд старых контрактов, провели тендеры. Некоторые контракты мы считаем лучшими в Европе с точки зрения защищенности и финансовой выгоды аэропорта. Свободные площади еще есть. Пока мы разыграли только очевидные лоты, которые были изначально заложены в мастер-план аэропорта, но дополнительные точки будут появляться как в аэропорту, так и вокруг него.
— Велики ли ставки?
— Велики. Фактически арендная ставка подразумевает деление прибыли, profit-sharing. У нас есть минимальная ставка, но при нормальном хозяйствовании мы получаем долю в обороте арендаторов. Ставка не фиксированная, она привязана к функционированию бизнеса, к пассажиропотоку. Эта доля везде разная, зависит от вида бизнеса, но она считается десятками процентов.
— Очередь из арендаторов есть?
— Есть бизнесы, где участников немного, но они бьются между собой очень жестко. В других по разным причинам нет такой жесткой конкуренции. Бизнесы дьютифри, рекламы и общепита абсолютно разные, соответственно, и подходы к ним разные.
— Какой самый конкурентный?
— В дьютифри была сильная конкуренция, потому что это, пожалуй, самый большой бизнес. Изначально оператором аэропорта была Lenrianta, второй лот еще в старых терминалах мы отдали Gebr Heinemann. На новом конкурсе победила Nuance, которая купила Lenrianta. Новый контракт подразумевает монополию на рынке дьютифри. В «Пулково-1», который будет обслуживать внутренние рейсы, будут дьютипэйд и скорее всего другой оператор.
Авторы: Петр Третьяков, Анна Щербакова
Источник: Vedomosti.ru