Объемы рекламы в России упали на четверть за полгода
Сильнее всего пострадал интернет. Там вложения в рекламу сократились более чем на треть – до 91 миллиарда рублей. В прессе и на телевидении ситуация лучше. Меньше всего показатели снизились на радио – всего на 3%.
Такая прогрессирующая динамика более характерна для международных агентств в России, отмечает заведующий кафедрой рекламы на факультете журналистики МГУ Владимир Евстафьев.
– Ведущие наши крупнейшие агентства, как правило, представители здесь мировых сетей. Наложился уход их главных больших клиентов тем, что меняется вообще структура рекламного рынка в связи с мощнейшей цифровизацией. Они являлись донорами главных СМИ самых популярных. Вот у них сейчас положение такое, что не позавидуешь, у них громадные помещения, за которые надо платить. У них лучшие, будем честны, специалисты в стране, потому что у них очень высокие зарплаты. Главные их источники финансирования ушли, им тяжело. Если по ним ориентироваться, получаются те самые цифры.
Никакой катастрофы на отечественном рекламном рынке нет, убежден Владимир Евстафьев.
– За прошлый год мы закрыли более триллиона рублей. Это самый большой объем когда-либо в российской рекламе денег, приходивших в СМИ, вообще во всю рекламную индустрию. Все равно получится, что мы сейчас находимся на уровне 2015-2016 годов, когда мы гордились, считали, что у нас рынок очень хорошо себя чувствует. Объемы все равно прибавили за счет других площадок и за счет других клиентов. Они все равно в плюсе. Так что нельзя говорить, что какое-то там безумное падение. Конечно, в интернете ситуация особая, там действительно современно ушли как некоторые площадки, которые давали свой инструментарий, так и те клиенты, которые на этих площадках размещались.
После блокировки Facebook* и Instagram* (принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской) рекламодатели перешли в российские соцсети, но их инструментал оказался менее удобным, говорит онлайн-маркетолог Сергей Осыкин. По его мнению, на восстановление докризисных объемов понадобится несколько лет.
– Если уходит один бренд, на его место приходит совершенно другой, той же тематики, ему тоже нужна реклама. Я думаю, это горизонт 2-3 лет. Самое расстраивающее то, что Instagram* тот же запретили. Он очень легкий был в плане пользования и в плане производства контента, там были алгоритмы, которые позволяли набирать в достаточно сжатые сроки огромное количество реакций. Тот же самый "ВКонтакте", тем более Telegram – совершенно другой подход к формированию контента. Там сама механика более сложная, производителям контента, блогерам приходится больше вкладываться в сам контент.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, интернет-реклама в нашей стране не падала с 2002 года. Самым худшим для этого сегмента до сих пор считался 2020 год, когда на фоне пандемии она выросла всего на 4%.
* – принадлежат компании Meta, признанной в России экстремистской
Источник: mosfm.com