Новостная лента

28.03.2024

JCDecaux внедряет глобальную систему programmatic-продаж в аэропортах

Французский оператор наружной рекламы JCDecaux объявил о запуске единой системы programmatic-продаж в всех аэропортах, где присутствует (153 аэропорта).

далее... 27.03.2024

Russ устанавливает самый большой цифровой экран на Московском вокзале в Санкт-Петербурге

ГК Russ установила на Московском вокзале в Санкт-Петербурге самый крупный цифровой экран среди подобных рекламных панелей, размещенных на железнодорожных вокзалах России.

далее... 18.03.2024

Депутаты Госдумы предлагают пролонгировать контракты на размещение рекламных конструкций

Группа депутатов Госдумы подготовила законопроект, который позволяет операторам наружной рекламы пролонгировать контракты на размещение рекламных конструкций на государственной и муниципальной собственности.

далее... 29.12.2023

Письмо редакции

В декабре все подводят итоги года. Редакция All-Indoor опубликовала за год свыше 250 новостей, 30 рассылок и 20 кейсов.

далее... 28.12.2023

В 2024 году рекламный рынок может превысить 1 трлн рублей

По итогам 2023 года он увеличится на 20–27% и составит рекордные 645–702 млрд рублей.

далее... Все новости

Конфиденциальность не гарантирована

19.11.2019
Зачем бизнесу распознавать наши лица и почему это вызывает беспокойство.

1
«Они ненадёжны и угрожают правам человека» — с такими лозунгами на Западе и в России выступают против камер с системой распознавания лиц. Протест бьёт по бизнесу, который видит в таких технологиях большие перспективы.

Летом 2019 года один из баров Лондона объявил, что внедрил систему распознавания лиц. Она поможет персоналу понять, кто следующий в очереди за пивом, а посетителям больше не придётся толкаться локтями у барной стойки.

Это — лишь один из примеров, как в мире пытаются воплотить в жизнь коммерческий потенциал технологии. «Сейчас это одно из самых перспективных технологических направлений», — сказал «Секрету фирмы» основатель и гендиректор компании ORBL (разрабатывает и внедряет системы распознавания лиц) Антон Рудов.

По его словам, лидером по внедрению можно считать ретейл.

Антон Рудов, основатель и гендиректор компании ORBL: «За две недели можно «оцифровать» 95% постоянных покупателей среднего по размеру магазина. Так накапливается база профилей, где все данные анонимны, но позволяют анализировать и сегментировать аудиторию по множеству критериев: пол, возраст, настроение, дни и время посещения, частота, структура корзины покупок. На основе этих данных можно принимать точные управленческие решения. Например, по маркетинговым акциям».

В российском ретейле технологию тестировали сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» «Дикси» и «Вкусвилл».

Также торговая сеть может сформировать базу данных пойманных на воровстве. Когда система узнает такого человека, то подаёт сигнал персоналу — «с ним нужно быть внимательнее». Это уже работает в Бирмингеме. Владелец магазинов Budgens говорит, что так он стал терять меньше денег, а продавцам стало спокойнее работать по ночам.

Другие примеры, зачем бизнесу умные камеры

Банки сокращают время реагирования на появление в офисе ВИП-клиента. Система моментально оповещает аккаунт-менеджера о приходе значимого посетителя.

Каршеринговые компании ставят камеры в машины, чтобы убедиться, что за рулём находится именно тот человек, на которого оформлен аккаунт. Так операторы пытаются решить проблему взломанных аккаунтов. Например, «Делимобиль» намерен поставить камеры с распознаванием лиц во все свои автомобили, рассказал в интервью «Секрету фирмы» основатель компании Винченцо Трани.

Предприятия разного профиля внедряют такие системы, чтобы сделать офисы безопаснее. Например, такую в своём московском представительстве установила «Северсталь». Это решило проблему подделки и передачи пропусков посторонним. Также система оповещает, когда на территории предприятия появляется кто-то из «чёрного списка», сообщили представители разработчика, компании IVA Cognitive.

Около десятка спортивных арен используют такие системы, чтобы не пускать на матчи фанатов-хулиганов и быстрее пропускать обладателей сезонных абонементов.

Аэропорты начали пускать по лицу в бизнес-залы. Авиакомпании обещают, что в будущем пассажиры «смогут пройти от входа в здание аэропорта до посадки в самолёт, ни разу не достав посадочный талон». Но пока разработчиков сдерживает законодательство: оно не позволяет регистрироваться на самолёт без предъявления паспорта и посадочного документа.

Объём мирового рынка распознавания лиц может вырасти с $3,2 млрд до $7 млрд в 2024 году. Источник MarketsandMarkets.

Кто выступает против и почему

«Черные списки» супермаркетов подрывают систему правосудия, считает директор некоммерческой организации гражданских свобод Big Brother Watch Силки Карло.

«Как вы узнаете, что находитесь в списке наблюдения? Вы ни в чём не виноваты в юридическом смысле, — говорит Карло. — Если есть доказательства того, что вы совершили преступление, вам нужно пройти через систему уголовного правосудия; в противном случае мы находимся в системе частной полиции».

Оппоненты парируют тем, что это мало чем отличается от давно принятой практики вывешивать фотографии воришек.

Проблема в том, что сейчас во всём мире слишком мало правил, которые регулируют то, что можно или нельзя делать с системой распознавания лиц. Поэтому Big Brother Watch и другие группы по защите гражданских свобод требуют срочного моратория и демократических дебатов о том, в какой степени можно использовать такие технологии — в том числе в бизнес-интересах.

В США 56% жителей спокойно относятся к тому, что полиция распознаёт лица людей. Бизнесу доверяют меньше — лишь около трети населения, показывают опросы.

Другой страх кроется в потенциальных ошибках умных камер. Причины беспокоиться есть. В США некоторые жилые комплексы ещё несколько лет назад внедрили проход в апартаменты «по лицу». Арендаторы массово жалуются на сбои: система регулярно не узнает жильцов, и они не могут попасть к себе домой. Чаще всего в такую ситуацию попадают темнокожие и азиаты.

Ряд исследователей подтвердили: алгоритмы распознавания лиц могут быть менее точными, когда дело доходит до идентификации людей из определённых этнических групп. Это увеличивает вероятность ложных срабатываний — что особенно вредно, когда технология используется в целях безопасности.

Но технологии развиваются, и уже сейчас камеры способны различить даже близнецов меньше чем за секунду. «Благодаря алгоритмам машинного обучения технология постоянно развивается и совершенствуется», — говорит Антон Рудов из ORBL.

С теми же камерами в жилых комплексах есть другие риски: арендодатели могут делиться собранными данными с правоохранительными органами или продавать их частным компаниям.

Дискуссия по поводу распознаванию лиц достигла такой остроты, что в Сан-Франциско и ещё нескольких американских городах запретили использовать технологии. Правда, только правительственным учреждениям. Для бизнеса ограничений нет, но частникам приходится добровольно отказываться от неё. В сентябре новости о том, что сервис Ticketmaster заменит традиционные билеты на концерты распознаванием лиц, спровоцировали общенациональную кампанию по запрету технологий на концертах и музыкальных фестивалях. Давление со стороны фанатов и музыкантов привело к тому, что десятки фестивалей (в том числе Coachella) взяли на себя обязательство не распознавать лица посетителей.

В то же время появились сайты, которые призывают не пользоваться услугами компаний, внедривших спорную технологию, а в Портленде уже рассматривают законопроект, запрещающий бизнесу пользоваться такими системами. В Нью-Йорке вместо запрета разрабатывают правила — в частности, предлагают заставить владельцев бизнеса ставить предупреждающие знаки.

Страх «Большого Брата» даже породил новую нишу решений, позволяющих спастись от тотальной слежки. Например, американские исследователи разработали дизайн футболки, который не даёт камере распознать лицо человека, а до этого — специальные очки.

В России кампанию против распознавания лиц — как для госнужд, так в бизнесе — запустила «Роскомсвобода». Организация также требует ввести мораторий, создать механизмы общественного контроля за доступом к данным и ужесточить наказание за злоупотребления.

Законно ли вообще распознавание лиц в России?

Пока никаких юридических ограничений для использования этой технологии нет, говорят в компании Briskly (одной из первых в России внедряет магазины без кассиров). В начале 2020 года стартап собирается внедрить систему распознавания лиц в 70 своих микромаркетах.

Уже сейчас в точках Briskly за посетителями наблюдает нейросеть. Если посетитель взял товар и не оплатил, пользователю ставится маркер. Если их набирается много, клиент просто теряет доступ в микромаркет.

«При регистрации пользователь даёт соглашение на хранение данных. Для начала мы запрашиваем только телефон, даже без имени. Но некоторым магазинам нужны паспорта и другая информация для продажи алкогольной и табачной продукции. Мы ни с кем не делимся данными, которые храним», — заявили в компании. Действующее российское законодательство крайне не подробно и противоречиво регулирует этот вопрос, объясняет ведущий юрист Европейской юридической службы Юрий Тулуков.

С одной стороны, по Гражданскому кодексу можно без разрешения человека использовать его изображение, если оно получено при съёмке «в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях». Но снимок лица позволяет идентифицировать человека как личность, поэтому такое изображение относят к персональным данным. А их по закону можно обрабатывать только с письменного согласия гражданина.

«Регулирование вопроса потребует изменений как в Гражданский кодекс, так и в Федеральный закон „О персональных данных“. Законодателю придется определиться, чьи права интересы должны прежде всего защищаться: гражданина или бизнеса, для удобства которого эти данные обрабатываются», — говорит Тулуков.

Место России в «камерном» мире

Лидер во внедрении технологии распознавания лиц — Китай. Там камеры установлены буквально на каждом шагу — от общественных туалетов до банкоматов. Следующие за Китаем — США и страны Европы. Россия в этом вопросе пока немного отстаёт, но тенденция к росту очевидна, говорит Рудов.

Активнее всего в общественную жизнь эти технологии внедряет не бизнес, а власть. Например, в Москве система массового распознавания лиц работает с осени 2017 года. Официальная цель — розыск преступников и нарушителей.

Однако сейчас видеонаблюдение в столице организовано хаотично, а большие толпы людей и слишком дальние расстояния также могут помешать выделять качественные портреты. Чтобы решить эту проблему, особенно на массовых мероприятиях, столичная мэрия заказала техническое решение за 260 млн рублей. Контракт получила АФК «Система». Разработчик также должен будет найти юридическое обоснование законности видеослежения на массовых мероприятиях.

В Москве планируют оснастить интеллектуальной системой все городские камеры — их более 160 000. К концу 2019 года около 40% из них уже должны уметь распознавать лица. Эксперты предполагают, что к системе подключат также домофоны, камеры на светофорах и в общественном транспорте — и интегрируют в неё базы МВД.

Развитие технологий идёт к тому, что скоро мы сможем не носить с собой документы и банковские карты: получить услуги и рассчитаться за них можно будет буквально лицом. Но страх перед «Большим Братом» и ощущение постоянной слежки уже сейчас провоцируют законодателей ограничивать распространение прогресса.

Источник: secretmag.ru

Просмотров: 779 Назад к списку
-->