Новостная лента

27.01.2020

Новости рынка indoor-рекламы

Еженедельный дайджест новостей в сегменте рекламы внутри помещений.

далее... 24.01.2020

«Долой китайский коронавирус»

В российских аптеках появилась реклама лекарства от нового китайского вируса.

далее... 23.01.2020

Елена Белова возглавит Havas Village Russia

Ранее она занимала позицию генерального директора Havas Media.

далее... 22.01.2020

Что ждет «рекламу вне дома» в будущем?

Современные заголовки о положении дел в out of home преисполнены оптимизма, а само медиа — снова на пике интереса со стороны мирового бизнес-сообщества.

далее... 21.01.2020

Как увеличить коэффициент заезжаемости в ТЦ на 25%

Арендаторы требуют от торговых центров стабильного трафика, чтобы сохранить рентабельность.

далее... Все новости

Цифровизация в розничной торговле

11.04.2019
Сфера розничной торговли была и остается одной из наиболее восприимчивых к различным инновациям.

В прошедшем году цифровизация и информатизация ритейла набирали обороты, и сейчас ритейлерам необходимо решать новые задачи, чтобы использовать открывающиеся перед ними новые возможности и перспективы. Очевидно, что правильная и своевременная реакция на ситуацию на современном рынке розничной торговли даст компании преимущество перед конкурентами.
1
В российском ритейле, как и в мировом, наблюдается постоянный рост темпов цифровизации. Это обусловлено тем, что все больше потребителей активно используют цифровые технологии, а следовательно, чтобы соответствовать их предпочтениям и успешно конкурировать на рынке, требуется также внедрять и применять современные технологические решения. Что касается внедрения цифровых технологий, то российский рынок розничной торговли отличается все большей инновационностью. Ключевые тренды, изменившие мировой рынок ритейла, а именно Big Data, искусственный интеллект, дополненная реальность, блокчейн, уже активно влияют и на российские реалии.

Тенденции в сфере цифровизации российского ритейла

На сегодняшний день цифровизацию российского ритейла в значительной степени определяет изменение характера и модели поведения современного потребителя. Это обусловлено в том числе изменением среды – стремительным развитием технологий, возникновением цифровых экосистем и инновационных бизнес-моделей. Так, современные покупатели больше ценят удобство и экологичность, стремятся к экономии времени, требуют персонального подхода. Они активно используют цифровые технологии и различные каналы для получения информации. В целом наблюдается рост потребления, однако путь потребителя к приобретению становится многоканальным. Это приводит к необходимости изменений в розничной торговле.

Как показывает практика, наибольшую результативность дает комплексный подход при внедрении таких изменений. Например, в торговых сетях целесообразно не только внедрить системы для подсчета и анализа поведения посетителей, но и пересмотреть требования к персоналу и повысить производительность труда. С помощью цифровых технологий можно повысить эффективность операционной деятельности и, соответственно, уменьшить себестоимость товаров и сделать их более доступными на рынке.

При этом многие ритейлеры отмечают, что большинство российских потребителей с энтузиазмом относятся к техническим новшествам и охотно используют их в торговых объектах. Так, все более популярными становятся кассы самообслуживания, бесконтактные платежи, мобильные приложения торговых сетей.

Таким образом, в сфере цифровизации российского ритейла можно выделить 2 ключевых тенденции: активное применение современных технологий и стремление к глубокому анализу аудитории. Эти тенденции взаимосвязаны: технологичные торговые объекты привлекают современных потребителей, которые отличаются стремлением к развитию, а на основе анализа посетителей, зон их внимания и путей перемещения формируется адресное и более эффективное предложение. Цифровые системы позволяют ритейлеру накапливать информацию о потребителях, отслеживать историю покупок, анализировать спрос и оставаться востребованным для покупателей.

Цифровые технологии для повышения конкурентоспособности

В сфере розничной торговли сегодня выделяются 4 основополагающих направления цифровизации:
· работа с потребителями, включающая все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки;
· обеспечение операционной эффективности, в том числе результативности персонала, работы с продукцией, ценниками, выкладкой товара и др.;
· логистика и контроль поставок продукции;
· контроль работы ИТ-инфраструктуры и системы безопасности.

Каждый представитель розничной торговли, как и любых других отраслей бизнеса, стремится к достижению двух главных целей – повышению прибыли и сокращению затрат. Поэтому большинство ритейлеров уделяют максимум внимания в первую очередь работе с потребителями, поскольку именно это направление оказывает прямое влияние на рост прибыли.

Сегодня владельцы торговых точек понимают, насколько важно иметь максимально полную информацию о собственной аудитории. Кирилл Кирин, генеральный директор Market Music: «Анализ посетителей на основе технологии видеозрения позволит сформировать точный портрет целевой аудитории, повысить конверсию и эффективность рекламы. Он дает четкое представление о демографических особенностях аудитории торгового объекта и степени ее вовлеченности в мир бренда. Кроме того, эта технология позволит выявить точки с недостаточным уровнем конверсии посетителей в покупателей, своевременно отслеживать результаты маркетинговых активностей, накапливать статистические данные в режиме онлайн и сохранять историю посещаемости по каждой точке за определенный период времени. Поэтому современные программные решения с функцией распознавания лиц, использующие систему видеонаблюдения, становятся все более востребованными».

Данные, полученные с помощью анализа посетителей, необходимы для того, чтобы формировать персонализированные предложения для покупателей, ориентированные на их потребности, и таргетировать рекламу в торговой точке. Программные решения с функцией распознавания лиц используют видеокамеры для определения демографических особенностей посетителей и запускают на экранах в торговом зале трансляцию наиболее релевантного рекламного ролика, например, для молодого мужчины – рекламы спорттоваров, для девушки – парфюмерии и косметики. Это помогает привлекать больше покупателей в торговые объекты и стимулировать рост продаж определенных товарных групп.

Цифровые системы позволяют получать и использовать объективные данные для формирования аналитических отчетов, планирования маркетинговых стратегий. С помощью аналитики можно оценить эффективность новой рекламной кампании или решения и выявить направления, где требуется оптимизация, а также прогнозировать покупательский спрос. Все это поможет сократить расходы, выстроить наиболее эффективную маркетинговую стратегию, повысить качество обслуживания посетителей.

Внедрение современных цифровых решений в сфере розничной торговли дает возможность оптимизировать бизнес-процессы и получать больше необходимой информации, а значит, принимать более рациональные и обоснованные решения и успешно конкурировать на рынке.

Сложности при внедрении новых цифровых решений

Что касается наиболее распространенных проблем, связанных с внедрением цифровых технологий, то их наглядно иллюстрируют результаты опроса 100 отечественных компаний, проведенного НИУ ВШЭ при поддержке корпорации Microsoft в рамках подготовки доклада «Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса».

К числу самых существенных проблем, с которыми сталкиваются компании при реализации различных проектов, относятся проблемы организационного характера. Так, для 54% компаний сложность состоит в недостатке опыта создания и внедрения подобных проектов, для 49% – в неправильной оценке сроков окончания работы над проектом, 48% указывают на отсутствие достаточного количества квалифицированных сотрудников для реализации таких проектов и 48% отмечают неэффективное взаимодействие между разными подразделениями.

Кроме указанных сложностей, связанных с организацией процесса внедрения цифровых решений, компании часто называли еще две распространенные проблемы, имеющие отношение к пользователям: 55% компаний считают, что пользователи недостаточно компетентны с технологической точки зрения, а 47% указывают на отсутствие заинтересованности и недостаточную вовлеченность.

Кроме того, показателем недостаточного уровня организации процесса цифровой трансформации отечественных компаний является отсутствие определенных стратегий, связанных с цифровизацией. Такая ситуация характерна для 83% компаний. Многие из них не имеют четкого плана на ближайшие годы, связанного с внедрением цифровых решений.

Опрос показал, что дальнейшее развитие и активное использование цифровых технологий в компаниях замедляется вследствие ряда препятствий, причем среди них больше внешних факторов, нежели внутренних. Так, в качестве внешних факторов фигурируют экономическая нестабильность в целом по стране, недостаточно развитая информационно-коммуникационная инфраструктура, неготовность к широкому использованию цифровых систем. Внутренние факторы связаны прежде всего с финансированием: речь идет о немалой стоимости цифровых проектов, невысоком бюджете, серьезных расходах на внедрение и дальнейшую эксплуатацию решений.

При этом авторы доклада отмечают, что каждая из опрошенных компаний упоминала 7 разных факторов, которые становятся препятствиями для дальнейшего развития цифровых технологий. Это свидетельствует об отсутствии неких проблем глобального, всеобщего характера, характерных для российского рынка ритейла в целом.

Стоит отметить, что многие владельцы бизнеса до сих пор считают использование цифровых решений задачей исключительно технологического характера, которую должны выполнять назначенные для этой цели специалисты в области IT. Однако цифровая трансформация представляет собой не только развитие и внедрение новых технологий, но и изменение бизнес-процессов, новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами, новую систему управления и функционирования бизнеса. Речь идет о комплексных изменениях, затрагивающих все сферы деятельности компании и весь персонал, а не только IT-отдел. Четкое понимание этого обеспечит ритейлерам конкурентное преимущество.

Цифровые технологии в российском ритейле

На сегодняшний день все больше представителей ритейла переходят на новую модель ведения бизнеса, которая отличается ориентацией на работу с данными о посетителях в режиме реального времени.

Если говорить о темпах цифровизации, то здесь безусловным лидером пока остается отрасль интернет-торговли, которая сейчас активно развивается и наращивает объемы. Такая ситуация складывается не только на российском, но и на мировом рынке.

При этом большинство российских ритейлеров сегодня более чем серьезно относятся к воздействию цифровых технологий на бизнес-процессы. Владельцы бизнеса, руководство и специалисты осознают, что без внедрения современных цифровых решений уже невозможно удерживать свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции. В то же время многие организации стремятся внедрять самые необходимые решения, отсутствие которых уже начинает негативно сказываться на бизнесе, однако не торопятся развивать новые направления. Несмотря на это, постепенно к ритейлерам приходит понимание неизбежности происходящих изменений и их системного характера. Анализируя ситуацию в российском ритейле, можно отметить, что сейчас не просто используются инновационные цифровые решения, но и пересматриваются традиционные бизнес-модели, изменяются взаимоотношения с партнерами и потребителями. Цифровизация затрагивает различные сферы, и в ближайшем будущем ее темпы будут повышаться.

Источник: vc.ru

Просмотров: 279 Назад к списку
-->